Гитин Фунакоси

Основатель классического японского стиля каратэ Сётокан, Гитин Фунакоси
(船越義珍, 1868–1957 гг.), как это бывает со многими родоначальниками школ боевых искусств, с рождения рос слабым и болезненным ребенком. Заботу о воспитании маленького Гитина взял на себя его дед, который преподавал в местной школе ряд классических наук.

В школе Гитин подружился с сыном мастера стиля Сёрин-рю, одного из направлений тотэ – традиционного рукопашного боя Окинавы.Позже, Гитин начал изучать и другой популярный в то время на Окинаве стиль, Сёрэй-рю.

В молодости Фунакоси сдал экзамен и стал школьным учителем. Эта должность не предусматривала высшего образования. Фунакоси так и его не получил. Однако, среди жителей своей деревни он считался весьма образованным человеком.

С началом Первой Мировой войны и введением всеобщей воинской повинности, правительство Японии стало уделять пристальное внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования выявили удивительную силу и выносливость подростков с Окинавы, с детства занимавшихся каратэ.

В 1921 году кронпринц Хирохито, будущий император Японии, посетил остров Окинава, где для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ. Принц был восхищен этой демонстрацией, что в конечном итоге решило судьбу каратэ. Каратэ получило официальное признание в Японии.

В 1922 Фунакоси приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро. Так, Фунакоси пришел к человеку, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии. Кано пригласил Фунакоси в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы.

Фунакоси решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоси отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.

К 1930 году в Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции “нового” каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 году Фунакоси, по аналогии с дзюдо, ввел систему званий: ученических (“кю”) и мастерских (“данов”), присуждая их как знак растущего мастерства учеников.

Термин «каратэ-до» («путь каратэ») появился у Фунакоси только в 1935 году в книге «Каратэ-до Кёхан». Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.

Также, в 1935 году реализовалась давняя мечта Фунакоси, которую он лелеял много лет – он построил собственный зал в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936 года. Зал получил название «Сётокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоси свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «сё» буквально означает «сосна», иероглиф «то»«море». С этого момента его зал и стиль каратэ стал называться Сётокан.